Поездка на велосипедах до Финского залива. Тарасово – Знаменка – Осетрово – Местерьярви. Лето 2018 - MIP-Portal

Поездка на велосипедах до Финского залива. Тарасово – Знаменка – Осетрово – Местерьярви. Лето 2018

Лето — это маленькое путешествие.
В такое большое и неизведанное.
Те же самые, привычные нам места, летом они приглашают на новые открытия!

Друзья, рад всех вас видеть! Я продолжаю публиковать то, что было отснято летом!
А посетили мы не мало мест!
В этот раз мы решили доехать до Финского залива на велосипедах через посёлок Тарасово.
В Тарасово мы обследовали дачу врача Боткина Сергея Петровича.

К сожалению, она не так давно сгорела. Дача располагалась около пансионата Дубки, за очень красивым озером.

Также мы посетили заброшенный спортивный зал, где в своё время преподавал спортивные культуры заслуженный тренер России – Подситков Владимир Васильевич.
И даже нам удалось достать видео турнира по дзюдо, где награждали победителей памятными подарками (по неофициальным источникам – фотоаппаратами ЛОМО).
Было очень тяжело видеть состояние данного объекта в настоящее время, особенно, когда видишь его целым и полным гостей в старых видеозаписях…
Мы выехали на берег озера Подгорное и удивились его прекрасному состоянию.
Это ухоженный пляж с хорошим подходом озеру.
Там действительно можно (и нужно) отдыхать.
Дальше у нас по пути было урочище Знаменка, это бывшая финская деревня Ярмиля волости Уусикиркко. Вокруг её располагались хутора: Виеринмяки, Пуса, Суонлайта, Мякеля, Туомела, Ахола. Переименована в 1949 году в Знаменку.
Однако, кроме заброшенной фермы для рогатого скота, законсервированной скважины и отключенного трансформатора, мы там мало чего увидели.
Хотя, о чём это я? Красоты природы, поля и отдельно стоящие кустарники, практически не тронутая природа (коттеджами) и даже камыш. Всё это настаивает на том, чтобы это место посетить ещё раз!
Следующим объектом нашей остановки, были корпуса заброшенного летнего детского сада от завода Большевик. И общежитие обслуживающего персонала.
Дальше мы продвинулись в глубь посёлка Осетрово. Где когда-то на полях выращивали горох и другие культуры. Около дороги нас встретили заброшенные автомобили, которые видимо никуда уже не поедут, если только не по частям на металлолом…

И интересный колодец, в котором меняли квадратный сруб на круглый. Внизу, около воды квадратный так и остался до настоящего времени.
Мы двигались дальше, пока поперёк нашего пути не пролегла одноколейная железная дорога приморского направления.
Это был железнодорожный переезд остановочного пункта Местерьярви.

Местерьярви — бывшая финская деревня, до 1940 года входила в состав волости Уусикиркко Выборгской губернии Финляндии.
На месте посёлка были деревни Местерярви, Яаковала и Иокела. Они располагались на берегу небольшого озера Местер-ярви (совр. Красное). Здесь проживали семейства Халтсонена, Кюуняряйнена, Рокка, Тетри, Мамиа, Катаяйнена, Кильстрема, Растас и Вестеринена.
В 1916 году железная дорога соединила Местеръярви со станциями Териоки (Зеленогорск) и Койвисто (Приморск). В посёлке появилась школа, магазины, почта и дом Молодёжного общества «Taimi» (рус. Росток), Союз рабочих, общество домохозяек «Мартта» и женское молодёжное христианское движение. Чтобы обуздать энергию молодых людей, Валфрид Рош, потомок российских немцев, в 1935 г. организовал боксёрскую секцию. Также жители занимались полеводством, молочным животноводством, садоводством, рыболовством. Продукцию сбывали в Петербург, а после 1918 г. в Выборг. Самый большой яблоневый сад был у Саломона Маннонена, который сдавал свою продукцию на продажу. Крестьяне сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, гречиху, лён.
После 2 мировой войны в деревне Яаковала разместилось подсобное хозяйство завода «Вулкан».
В 1948 г. был организовали Йокельский сельсовет, затем переименованный в Октябрьское. Историческое имя осталось только у ж/д станции
По данным 1990 года посёлок Местерьярви входил в состав Полянского сельсовета (вики)

Нас встретила короткая платформа, и родник с чистой и вкусной водой.
После долгой поездки по жаре, вода была особенно вкусная!
Затем мы посетили озеро Красное. Но не сразу нашли его. Вдоль забора шикарного коттеджного посёлка, вела узкая тропинка, на которой со встречным человеком не то что разъехаться с велосипедом – разойтись довольно сложно! Но это стоило того, чтобы попасть на озеро! Искусственный насыпной пляж с фонарём посередине, мягкая вода и чистейшее дно (тоже искусственное). Купаться там – одно удовольствие.

Но так как время нас подгоняло, надо было доехать до Финского залива засветло и всё-таки когда-нибудь уже и вернуться домой!
Потому прошло несколько мгновений и мы уже неслись по приморскому шоссе навстречу закату солнца.
Выехали на залив мы вблизи дачного посёлка «Зелёная роща».
«Зелёная Роща» известна на всю Россию тем, что 28 мая 2009 г., когда военные моряки отмечали день пограничника, по этим дачным домикам было выпущено несколько десятков снарядов малым противолодочным кораблем МПК-192, который по версии ВМФ «отрабатывал ряд учебных задач на полигоне боевой подготовки, в том числе и артиллерийские стрельбы по воздушной цели»…
А вот и сам залив! Прекрасный вид! Корабли и баржи на горизонте! Прекрасный пляж.

Но долго мы там задерживаться не стали – солнце опускалось за горизонт.
На обратном пути нам удалось искупаться в озере Комонь (местное название Пистолет) и возвратились мы через остановочный пункт Яппиля вблизи озера Зеркальное.
И уже знакомым нам путём через Уткино между двумя озёрами Красногвардейское и Подгорное, мы вернулись домой, проехав почти 60 километров.

Огромное спасибо Калиновой Ольге за предоставленный материал для видеомонтажа и за вдохновение!


Также благодарность нашему подписчику, который написал дополнение к статье о Тарасово:

Спасибо за видео! Тарасово — часть моего детства, каждое лето в 80-е годы я там отдыхал в дачном домике. Печально видеть запустение и то, во что превратили некогда благоустроенный посёлок и мощное хозяйство ЛОМО. В Тарасово (обычно называем Тарасовка) располагалась небольшая автобаза, которая обслуживала подсобное хозяйство (птицеферма, животноводческие фермы с коровами и свиньями, поля, на которых выращивали разные овощи). Коровник в Знаменке, который вы посетили, тоже был частью подсобного хозяйства. Его специально разместили подальше от посёлка, чтобы жители и отдыхающие были избавлены от неприятных запахов (о людях думали в ЛОМО). Кроме того, была спецтехника: тракторы (даже «Кировец» работал), овощеуборочные комбайны, косилки и т.п., ассенизаторские машины, мусоровозы. Также работали служебные автобусы (ПАЗы и КАВЗы), которые перевозили рабочих на поля и выполняли пассажирские перевозки в Зеленогорск (по будням 3 раза в день — утром, днём и вечером, как правило, ездил жёлтый ПАЗ-672). Интересно отметить, что водитель этого ПАЗа жил в Осетрово. С вечера пятницы и в первой половине дня субботы отдыхающие приезжали в посёлок на междугородных Икарусах (принадлежавших ленинградской автобазе ЛОМО), автобусы отправлялись как от зеленогорского вокзала, так и от Чугунной улицы (главная площадка ЛОМО). Отдельные рейсы были непосредственно к пансионату, в то время как остальные разворачивались на площадке между шашлычной и мороженицей. Дачные домики были газифицированы, газ развозили в баллонах, причём по графику, который строго соблюдался. Жильцы даже и не занимались этим вопросом. В посёлке также находились спортивный лагерь и летняя база «Зенита». Плюс палаточный лагерь для туристов. Кафе-мороженица «Снежинка» с вкуснейшим мороженым в стильных креманках, Пепси-Колой (её было полно, ящиками стояла, всегда в наличии), Тархуном, Байкалом и другими полюстровскими газировками. Напротив мороженицы — шашлычная (очень вкусный шашлык был), также был магазин, куда каждый день привозили овощи с полей хозяйства и продукцию животноводческих ферм. «Торговый центр», в котором продавалась хлебобулочная продукция и размещался магазин с промтоварами, на втором этаже была столовая. В пансионате «Дубки» предлагали вкусные коктейли и лимонады. На берегу пруда до сих пор сохранился лебединый домик, в котором зимовали лебеди (их кормили сотрудники пансионата). Конечно же, примерно в центре посёлка располагалась баня. В окрестностях Тарасовки полно черники и малины, это точно. Мы даже не собирали её много. Нарвём на 2-3 раза, потом опять сходим в лес. Многие местные выращивали клубнику и продавали отдыхающим, мы часто покупали. В августе уже и грибы появлялись. В столовой базы отдыха готовили вкусные пончики, да и в целом, 30 лет назад летом в посёлке жизнь кипела даже в будни. Суббота-воскресенье — музыкальные дни в парке пансионата, ставили разные песни, включая иностранные (What Can I Do, например, от Смоки). А какой оживлённой была главная аллея парка! В кино крутили разные фильмы. На пляже народу было прилично по выходным, да и в будни, бывало, многие отдыхающие приходили купаться. Ну и первая детская «любовь», конечно же. 🙂 Девочка по имени Аня, с которой мы часто катались по посёлку на велосипедах, ходили на озеро, а также за ягодами в лес. Незабываемое время! Низкий поклон Михаилу Панфиловичу за труд всей его жизни. А нынешняя картина совсем безрадостная.

Ещё могу добавить по железной дороге на Приморск-Выборг. Всё советское время она была малодеятельной, за исключением относительно востребованных участков от Советского до Выборга (обслуживание Выборгского ЦБК в Советском) и от Зеленогорска до Приветнинского (военные части в Приветнинском и окрестностях, а также эксплуатация Приветнинского песчаного карьера, которая прекратилась приблизительно к концу 70-х). Ещё добавлю, что Местерьярви была станцией с путевым развитием примерно до конца 80-х годов, в 90-х пути разобрали и теперь это просто остановочный пункт, не более. Курсировали также грузовые спецпоезда (литерные, с особым режимом следования) до Ермилово и обратно (в Приморский НТЦ), но появлялись они редко и крайне нерегулярно. Нам повезло увидеть один из таких поездов в Яппиля летом 1985 или 1986 года (точнее уже не помню). У сослуживца моего отца была машина, на которой он приезжал по выходным в Тарасовку к своей семье. Частенько отец договаривался с ним и мы катались на автомобиле по окрестностям (на Голубые озёра, в карьеры Семиозерья, в Поляны и т.п.). В тот раз решили в очередной раз съездить на Финский залив через Осетрово и Местерьярви (Вашим маршрутом :)). Как помню, доехали до Песков, а потом чуть дальше, к какому-то дикому пляжу. Прогулялись там и поехали обратно через Яппиля — Уткино. Поскольку мне была интересна железная дорога, решили сделать остановку в Яппиля и посмотреть на дизель-поезд (электрички-то я видел часто, а вот дизель был экзотикой :)). Точно не помню, стояли минут 10, пока не увидели вдалеке (со стороны Приморска) поезд. Обрадовались, что дизель, но потом выяснилось, что это грузовой поезд. В его составе были какие-то специфические цистерны, два или три пассажирских вагона и что-то ещё. Тогда я огорчился, что дизель так и не увидели, но лишь спустя много лет узнал от человека, который в то время работал помощником машиниста тепловоза, что это был именно такой спецпоезд, поскольку других грузовых поездов между Приветнинским и Куолемаярви попросту не было из-за плохого состояния пути. Вот какие воспоминания вызвал Ваш сюжет. За что и респект! 🙂

Добавить комментарий